Курс валют на 26.04
nationalbank.kz
USD
517.16
EUR
588.48
RUB
6.23
CNY
70.97
Главная
Автопарк
Субаренда
Whatsapp
Позвонить

Правило 14 дней: можно ли вернуть купленное авто

Правило 14 дней: можно ли вернуть купленное авто
Полезная информация
Источник: tengrinews.kz
31 марта 2025

Приобретение автомобиля - это большое событие. Однако что делать, если вдруг покупка спустя 10 дней не пришлась по душе? Можно ли ее вернуть, узнавал Tengri Auto.

По словам представителя департамента торговли и защиты прав потребителей, возврат возможен, если машина не была в эксплуатации. Однако транспортное средство относится к технически сложным товарам, и закон "О защите прав потребителей" позволяет вернуть автомобиль при наличии существенных недостатков.

"Если у нового автомобиля есть заводские дефекты, которые невозможно устранить, покупатель имеет право на возврат", - пояснил заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Атырауской области Еркебулан Тагашов.

Если покупатель увез автомобиль на эвакуаторе и в течение 14 дней не использовал его, он также имеет право на возврат.

"Если потребитель забрал автомобиль на эвакуаторе из автосалона в гараж и не использовал его 14 дней, он имеет право на возврат. Но и обратно в автосалон машину тоже нужно доставить на эвакуаторе. В таком случае требование о том, что товар не был в употреблении, остается соблюденным", - добавил Тагашов.

На практике вернуть автомобиль не так просто. При покупке клиент подписывает документы, где указывает, что ознакомлен с состоянием автомобиля и не имеет претензий. Как только оплата произведена и машина покидает автосалон, она считается введенной в эксплуатацию. В таком случае возврат в течение 14 дней уже невозможен.

"При покупке нового автомобиля клиент подписывает документы, в том числе подтверждающие отсутствие претензий к качеству. После выезда из салона даже на несколько метров автомобиль считается бывшим в употреблении, и на него распространяются другие правила возврата", - продолжил Еркебулан Тагашов.

Кроме того, доказать, что недостаток существенный, бывает сложно. Закон не дает четких критериев, например, сколько времени или денег должно уйти на устранение неисправности, чтобы признать ее критичной.

"В документах автосалона всегда указывается, что машина новая. Закон допускает возврат только при существенном дефекте, который несоизмерим по времени и стоимости с заменой нужной детали. Но кто дает такую оценку? Нет четкого регламента, сколько времени потребитель должен ждать ремонта. Если клиент обращается в департамент, мы помогаем разобраться. Согласно статье 30 закона "О защите прав потребителей", если покупатель считает товар некачественным, он может потребовать дополнительную проверку. На нее отводится определенный срок. Если автосалон игнорирует этот процесс, мы признаем его виновным, подаем в суд и требуем взыскания штрафа", - рассказал Еркебулан Тагашов.

Обратиться в автосалон с претензией и требованием устранить неисправность либо вернуть деньги. Обратиться в местный департамент по защите прав потребителей, если продавец отказывается выполнить требования.

"После подачи претензии продавец обязан провести экспертизу за свой счет в течение 30 дней. Если он докажет, что дефекты появились после эксплуатации, требование о возврате признают необоснованным. Если экспертиза выявит производственный брак, ответственность ложится на автосалон или завод-изготовитель", - пояснил Еркебулан Тагашов.

Если автомобиль куплен с рук, вернуть его еще сложнее. Закон допускает возврат только в случае существенных скрытых недостатков, о которых продавец умолчал.

"Автомобиль уже был в эксплуатации, поэтому доказать наличие скрытых дефектов труднее. Возможно, продавец умолчал о недостатках, а может, и честно о них сообщил. В любом случае важно заключать договор, где подробно описано техническое состояние машины. Там должны быть указаны все выявленные дефекты. С таким документом добиться возврата проще", - отметил Еркебулан Тагашов.

Попробовать договориться с продавцом. В некоторых случаях удается вернуть часть суммы. Обратиться в местный департамент по защите прав потребителей, если продавец отказался вернуть деньги. Важно, чтобы вы зафиксировали момент оплаты, то есть нужно иметь чек, квитанцию, расписку.

Если дефекты указаны в договоре купли-продажи, то покупатель не сможет требовать возврата, так как он заранее согласился с их наличием.

В каких случаях можно требовать возврат денег:

Чтобы вернуть деньги, придется обращаться в суд, поэтому нужно заранее собирать доказательства: скриншоты объявлений, переписку с продавцом.

При необходимости человек может обратиться в региональный департамент по защите прав потребителей.

Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz