
В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Tengri Auto обсудил с экспертом возможные сценарии внедрения, ориентировочную стоимость и сопутствующие меры.
Как поясняет автоэксперт Эдуард Эдоков, год выпуска автомобиля не является определяющим фактором для соответствия экологическим стандартам.
"Год выпуска автомобиля — не главный критерий. Важно, насколько ваш автомобиль загрязняет воздух, а не его возраст. Если выхлоп вашей машины соответствует установленным нормам, то она может быть хоть 2010 года, хоть старше. Главное — это выбросы.
В Алматы воздух с каждым годом становится хуже, и это влияет на здоровье людей, вызывает аллергии, респираторные заболевания. Поэтому вводятся зоны с низкими выбросами, чтобы сократить загрязнение", - отметил эксперт.
По словам Эдокова, для проверки выбросов будут использоваться станции технического обслуживания, но требования могут быть ужесточены.
"Сейчас техосмотр проводится, но, возможно, для зон с низкими выбросами требования будут строже. Конкретные параметры выбросов пока не уточнены, но их определят специалисты", - считает Эдуард.
Как отмечает эксперт, платный въезд в зоны с низкими выбросами может быть введён в 2027 году после этапа тестирования.
"Если до конца года удастся принять нормативную базу, то на разработку и тестирование системы уйдёт примерно год. Вероятно, 2026-й станет временем пилотного запуска, а уже в 2027 году можно ожидать введения платного режима. Важно учитывать, что параллельно обсуждается поддержка жителей и бизнеса в этих зонах: выкуп старых машин, субсидии на приобретение новых автомобилей. Всё это требует финансирования и должно быть заранее заложено в бюджет", — пояснил эксперт.
По словам эксперта Эдуарда, зоны с ограничением для автомобилей с высоким уровнем выхлопов успешно действуют в разных странах и действительно помогают улучшать качество воздуха.
Одним из ярких примеров, где начали работать такие меры, стал Лондон. Здесь действует программа Low Emission Zone, а также система выкупа и утилизации старых машин. Для разных категорий — жителей, малого бизнеса, владельцев легковых авто, мотоциклов, фургонов или специализированного транспорта — предусмотрены отдельные пакеты и льготы. По данным властей, благодаря программе количество старых автомобилей на улицах сократилось примерно на 53 тысячи: часть машин была утилизирована, часть обновлена.
В столице Испании с 1 января действует строгий запрет: автомобили без экологического стикера въезжать в город не могут. Здесь нет взимания платы "по стикеру", здесь контроль права въезда и штраф при нарушении. Для машин, зарегистрированных у жителей Мадрида, введён год предупреждений до 31 декабря текущего года (без штрафов). Параллельно работает национальная программа субсидий на покупку электромобилей и сдачу старых машин, размер которой достигает 4 500 евро. Дополнительно предусмотрены меры поддержки таксистов и других перевозчиков.
В Германии, в Берлине для въезда в зону низких выбросов также требуется специальный стикер. Применяется режим допуска/запрета и штраф, если заехали без соответствующего разрешения. Параллельно с этим несколько лет действовала федеральная программа утилизации автомобилей: при сдаче старой машины водители получали субсидию в размере около 2 500 евро. С 2009 года ею воспользовались порядка 2 миллионов автомобилистов.
В США особое внимание вопросам экологии уделяют в Калифорнии. Здесь действует система субсидий для владельцев старых автомобилей, особенно для малообеспеченных граждан. Размер компенсации мог достигать 4 500 долларов при сдаче старой машины и покупке более экологичной.
Около десяти лет назад ситуация с воздухом в Пекине и других крупных городах Китая была критической — жители буквально ходили в масках. А сегодня, например, в Шэньчжэне 100 процентов общественного транспорта - это электробусы, в такси используются практически только электромобили. Да и другой транспорт - частные автомобили, небольшие развозные грузовики, мотоциклы и др. - очень большую долю составляют электрички. В результате вопросы, связанные с выхлопами и концентрацией вредных частиц в воздухе, там практически сошли на нет.
"Казахстан не изобрёл ничего нового. Хочется верить, что в акимате работает грамотная команда, которая изучила международный опыт, адаптировала его и постарается внедрить в наших условиях, в частности в Алматы. В этом городе, на мой взгляд, нужно использовать максимум возможных мер, чтобы сделать воздух чище. Всё, что может реально помочь, стоит попробовать",- отметил Эдуард.
Эксперт считает, что стоимость въезда должна быть разумной и соотноситься с уровнем доходов населения.
"Здесь важно ориентироваться на опыт других стран и адаптировать его под наши реалии. В Лондоне, например, плата за въезд составляет около 12 фунтов (примерно 8 668 тенге). Для Казахстана это слишком высокая сумма. Логичнее было бы привязать стоимость к уровню доходов или, например, к МРП. Экономисты должны просчитать оптимальный вариант. По некоторым экспертным оценкам, плата должна быть сопоставима с расходами на 2–3 литра бензина. Если литр топлива стоит около 250–270 тенге, то речь может идти о 500–600 тенге в день. Но это предварительные прикидки", — отметил эксперт.
Как объясняет Эдоков, стикеры могут быть заменены цифровыми решениями благодаря информационным системам.
"В Европе, например в Германии или Испании, на машину клеят специальный стикер (зелёный, жёлтый, красный, синий и др.), который дает право въезда в ту или иную зону. Если въехали без стикера - штраф! В Казахстане, с развитыми информационными системами, стикеры могут быть необязательны: данные о выбросах можно привязать к номеру машины в базе данных. Также можно использовать современные технологии - специальные спектроскопы, такие "радары для выхлопа", которые в реальном времени могут определять уровень выбросов без техосмотра",- эксперт предлагает свои вариант.
По мнению Эдуарда, для улучшения качества воздуха в Алматы нужен комплексный подход:
Прозрачность и открытость важны: как говорит Эдуард, нужно объяснять людям, зачем это делается, и направлять собранные деньги только на экологию. Алматы может стать "песочницей" для таких решений, а затем распространить опыт на другие города, например Астану. Проблема воздуха острая, и бездействие ухудшит здоровье будущих поколений.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz