
Владеть машиной сегодня становится проще, чем найти для нее место. В Астане, Алматы и Шымкенте стоимость парковочного места сопоставима с ценой на квартиру, а свободные участки во дворах все чаще превращаются в поле борьбы за квадратные метры. Почему паркинги стоят миллионы, а мест на всех не хватает, выяснял корреспондент Tengri Auto.
Как рассказал эксперт по недвижимости, директор консалтинговой компании Лев Тетин, цены на паркинги в Астане, Алматы и Шымкенте примерно одинаковые.
"В Астане стоимость варьируется от 1 до 15 миллионов тенге – паркинг здесь может стоить как однокомнатная квартира. В Алматы ситуация аналогичная. В Шымкенте паркинг можно найти по цене от 1 до 10 миллионов. Если говорить о средней стоимости паркингов, то во всех трех городах она примерно одинаковая: от 3 до 5 миллионов", - рассказал эксперт.
По словам собеседника Tengri Auto, стоимость паркингов не растет параллельно стоимости квадратных метров жилья: места для машин всегда отстают. Это связано с тем, что сегодня паркинг не является инвестицией – к примеру, его аренда в Астане сегодня обходится в 15-40 тысяч тенге ежемесячно. Причем за 40 тысяч тенге можно снять паркинг в жилом комплексе элитного класса, где квартир больше, а парковочных мест - меньше.
"В Алматы примерно те же самые показатели. Основная часть населения не готова платить за паркинги, так как это дополнительная финансовая нагрузка при покупке жилья", - отметил эксперт.
Наибольший ажиотаж на паркинги наблюдается с наступлением холодов, в первую очередь в Астане. Поэтому, по словам Тетина, цены на них меняются не так динамично, если сравнивать их с ценами на жилье.
Очень часто человек покупает машину, но ему негде ее ставить. Парковочные места во дворе бывают постоянно заняты, тогда как на внутридомовой парковке у каждого места уже есть свой хозяин. Иногда доходит до того, что машину становится проще продать. Почему так происходит?
"Количество паркингов в жилых комплексах регламентируется действующими строительными нормами и правилами (СНиПами). В классификаторе жилья есть коэффициент, привязанный к площади жилого комплекса. Соответственно, чем дороже жилье, тем больше парковочных мест должно быть. Однако паркинг – это всегда затратная часть любого строительного проекта, поскольку его маржинальная доходность - разница между себестоимостью и стоимости при продаже - не такая большая. По этой причине лишних паркингов не строит никто. Некоторые застройщики и вовсе оформляют разрешительные документы на жилье класса эконом или комфорт, поскольку там парковочных мест меньше. А по факту такие объекты позиционируются как жилье бизнес-класса или даже элитное", - пояснил Тетин.
Паркингов также не хватает из-за того, что СНиПы и стандарты, по которым сегодня строят дома, устарели, продолжает эксперт.
"Площадь одного парковочного места должна быть около 20 квадратных метров, но этот показатель часто не соблюдается. В некоторых строительных проектах она может быть 17 или даже 16 квадратных метров. Это приводит к определенным неудобствам. К примеру, становится элементарно трудно открыть дверь автомобиля", - пояснил эксперт.
По словам эксперта, в европейских странах существуют поправочные коэффициенты, а в СНиПах учитывается рост количества автомобилей, исходя из чего меняются требования к застройке, а количество парковочных мест - увеличивается. Несмотря на это, и в Европе достаточно проблем с паркингами.
"Эта проблема характерна для любого мегаполиса нашей планеты", - констатировал Лев Тетин.
Во дворах, где нет шлагбаумов, ситуация осложняется тем, что парковочные места нередко занимают посторонние водители.
"Мы постоянно с этим сталкиваемся, эти отношения никак не регламентируются. Основная проблема не только в том, что вы не можете припарковаться в собственном дворе, но и в неудобствах для пешеходов. Машины перекрывают тротуары, портят внешний вид дворовых территорий. Это огромная проблема, которой в первую очередь должны озадачиться управления и отделы архитектуры акиматов", - заключил эксперт.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz