Как часто вы видите в потоке машину с тёплым, янтарным светом противотуманных фар? Сегодня это либо автомобиль эпохи 90-х, либо машина фаната японской автокультуры. Куда делись "золотые" фары и почему их признали устаревшими, разбирался Tengri Auto.
Всё началось не с дизайнерских трендов, а с учебника оптики. Явление называется Рэлеевское рассеяние. Свет — это волна, и у каждого цвета своя длина. Короткие волны (синие, фиолетовые) — самые слабые, они легко рассеиваются, сталкиваясь с микроскопическими каплями воды в тумане или снеге, создавая перед водителем слепящую "световую стену".
"А вот длинноволновый спектр — жёлтый и оранжевый — куда упрямее. Он меньше рассеивается в плохую погоду, эффективнее "пробивает" пелену и обеспечивает лучшую контрастность. По этой причине во Франции ещё в 1936 году жёлтый цвет фар был законодательно утверждён как обязательный. И дело тут не в военной хитрости, как некоторые думают, а в трезвом расчёте — снизить аварийность", — объясняет автоэксперт Юрий Резнев.
Возникает резонный вопрос: если с физикой не поспоришь, почему сегодня царят ксенон и светодиоды холодного, бело-голубого свечения.
"Здесь физика, к сожалению, проиграла коммерции и глобализации. Во-первых, любой цветной светофильтр "съедает" часть светового потока. Жёлтое стекло крадёт около 15 процентов яркости. В ясную ночь вы просто получаете менее мощный свет".
Во-вторых, как говорит эксперт, инженеры сделали ключевое открытие: в борьбе с туманом критически важно не столько что светит, сколько как и откуда. Туман редко ложится на сам асфальт, под ним остаётся небольшой слой чистого воздуха.
"Правильно настроенные противотуманные фары, установленные низко, светят именно в эту "воздушную подушку". Они подсвечивают дорогу под туманом, и в этой схеме их цвет уже не играет такой фундаментальной роли, как их расположение и правильная настройка".
Ну и главный удар по "жёлтому" стандарту нанесли глобализация и маркетинг. Производителям стало невыгодно делать особую оптику для отдельных рынков. А с появлением ксенона и светодиодов в моду вошёл холодный белый свет, который у покупателей начал прочно ассоциироваться с премиум-сегментом и технологичностью. Продавать "космический" белый свет оказалось легче, чем объяснять водителям тонкости рассеяния света.
"Однозначно ДА, если вы житель региона с частыми туманами, снежными метелями или проливными дождями. В такую погоду жёлтый свет действительно снижает нагрузку на глаза и даёт более чёткую картинку. И, конечно, если вы хотите подчеркнуть индивидуальность своего автомобиля, это один из самых ярких и исторически оправданных способов".
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz