
В Алматы обсуждают решение маслихата "О введении специальных экологических требований". На слуху — ограничение въезда машин ниже Евро-5 в центр города. Формально это борьба за чистый воздух. Но если разобрать документ и сопутствующие идеи, видно: проект пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Подробнее — в аналитике Tengri Auto.
Главная интрига — термин. В проекте появляется "зона с низким уровнем выбросов". Но ни в Экологическом кодексе, ни в других законах такого понятия нет. Акимат, по сути, вводит новую категорию под видом "специальных требований". Для юристов это лазейка: любое постановление можно будет оспорить именно по этой причине.
К тому же решение маслихата — самый низкий уровень в иерархии нормативных актов. А ограничение прав граждан на передвижение — мера куда более высокого порядка. Если эта дискуссия дойдет до суда, исход может быть не в пользу акимата.
По данным экспертов, речь идет о 300 тысячах автомобилей: около 200 тысяч старше 20 лет и еще около 100 тысяч — возрастом от 10 до 20 лет. Это почти половина автопарка Алматы. И это не роскошные внедорожники, а машины обычных людей, для многих из них покупка нового авто — непозволительная роскошь.
Получается, что центр города может превратиться в территорию, доступ в которую зависит от уровня дохода.
Сегодня в КоАП нет статьи за "неуплату за въезд". В акимате рассматривают вариант опираться на статью 324 — 10 МРП (почти 40 тысяч тенге). Но эта статья про экологические требования и гигиенические нормы, а не про движение транспорта. Такое применение будет юридически шатким. Без отдельной поправки в КоАП система работать не сможет.
И даже если штрафы появятся, встанет вопрос о фиксации. Камеры должны быть сертифицированы именно для экологического контроля. Иначе суды снова встанут на сторону водителей.
Да, на автомобили приходится до 70 процентов городских выбросов. И да, ограничения снизят нагрузку в центре. Но Алматы остается городом с ТЭЦ, угольными печами и предгорной "ловушкой", где загрязнения скапливаются. Убрав часть старых машин, мы не избавимся от смога. Это может быть лишь частичным решением.
Рынок новых машин, особенно китайских, получит мощный импульс. Бюджет будет пополняться за счет платы за въезд. Но вторичный рынок просядет: цены на старые машины рухнут, а для их владельцев это означает потерю капитала.
Выкуп автомобилей мог бы смягчить ситуацию. Но пока нет прозрачной методики оценки. Если компенсации окажутся заниженными, доверие к программе будет подорвано.
В Лондоне ULEZ снизил выбросы NO2 на 13–16 процентов, в Милане Area C убрала из центра почти треть "грязных" машин, в Стокгольме конгешен-чардж снизил трафик на четверть и улучшил здоровье детей. Но везде были выполнены два условия:
В Алматы пока ни метро, ни автобусы не готовы к такому повороту.
На бумаге все выглядит красиво: чистый воздух, цивилизованный центр, забота о здоровье. На деле — слишком много "если":
Без этих условий платный въезд рискует восприниматься не как шаг к "зеленому городу", а как еще одна нагрузка на жителей. Алматы действительно нужен экологический рычаг, но пока это скорее декларация, чем готовое решение. Напомним, проблема с экологией в Алматы - острый ежегодный вопрос.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz