Курс валют на 20.08
nationalbank.kz
USD
538.57
EUR
629.48
RUB
6.71
CNY
75.02
Главная
Автопарк
Субаренда
Whatsapp
Позвонить

Платный въезд в Алматы: как это будет работать — ответы акимата

Платный въезд в Алматы: как это будет работать — ответы акимата
Новости
Источник: tengrinews.kz
20.08.2025

Руководство Алматы решило принять жесткие меры и ограничить въезд в центр города для старых автомобилей. На сайте "Открытые НПА" продолжаются общественные обсуждения, где акимат города ответил на часто задаваемые вопросы, передаёт Tengri Auto.

В рамках борьбы с тяжелой экологической ситуацией и смогом акимат города Алматы вынес на общественное обсуждение проект Правил охраны атмосферного воздуха, ключевой мерой которого является создание Зоны низких выбросов (Low Emission Zone — LEZ). Инициатива предполагает введение ограничений и платы для въезда в город на автомобилях с высоким уровнем выбросов.

Главный и наиболее часто звучащий упрек, озвученный жителями, касается социального расслоения. Многие горожане убеждены, что мера ударит по наименее защищенным слоям населения.

Они указывают, что для большинства семей старый автомобиль не предмет роскоши, а жизненная необходимость, позволяющая добираться на работу, отвозить детей и решать бытовые задачи.

При этом возможность приобрести новый, соответствующий стандартам Евро-4/5 автомобиль, для них финансово недостижима из-за низких доходов и высокой стоимости новых машин. В результате, по их мнению, центр города рискует превратиться в зону, доступную лишь для обеспеченных людей, что усилит социальное неравенство.

На это представители акимата сообщили, что понимают социальную чувствительность проекта и поэтому его внедрение будет строго поэтапным. Ключевой момент — запуск длительного пилотного периода с нулевой ставкой, когда плата взиматься не будет.

Это время отведено на сбор данных, анализ потоков и, что важно, на разработку и запуск комплексных мер поддержки. Акимат анонсирует программу выкупа старых автомобилей по медианной рыночной стоимости, а также механизмы льготного кредитования и лизинга для приобретения более экологичного транспорта.

"Кроме того, для жителей города планируется ввести льготные месячные абонементы, стоимость которых будет на порядок ниже разовых ежедневных платежей, но при условии подтверждения соответствия выбросов нормативам через техническое обследование", - сообщают в акимате.

Огромное количество жителей интересует один вопрос, который нигде не освещался: какие квадраты планируется сделать платными?

Как сообщили представители власти, в городе не планируется делить территорию на отдельные "платные квадраты" — зона пониженных выбросов охватит весь город.

"Это обусловлено котловинным рельефом: выбросы из любой точки распространяются по всей территории, поэтому условия будут едиными. LEZ вводится для защиты права горожан на чистый воздух и не ограничивает передвижение, а меняет его условия. Решения о границах этапов будут приниматься по результатам мониторинга воздуха и трафика, с публикацией карт и параметров заранее", - сообщили представители акимата.

Еще один пункт жесткой критики сложился на состоянии общественного транспорта. Горожане в многочисленных комментариях описывают его как "неудобный, переполненный, грязный и неспособный стать реальной альтернативой".

Алматинцы перечислили конкретные проблемы:

Общий вывод: заставлять людей пересаживаться из личного автомобиля в такой общественный транспорт — это не улучшение качества жизни, а его резкое ухудшение. Многие указывают, что в европейских городах, чей опыт перенимают, метрополитен и транспортная сеть развиты несоизмеримо лучше.

Власти согласились с тем, что качество общественного транспорта требует улучшения, и заверяют, что его развитие идет параллельно с подготовкой LEZ.

В планах упоминается обновление автобусного парка (уже 80 процентов работает на газе), расширение метро, запуск BRT, строительство перехватывающих парковок и выделенных полос. Однако акцент делается на том, что ждать полного преображения транспортной системы нельзя из-за "критической экологической ситуации, поэтому меры должны внедряться параллельно".

Алматинцы выразили серьезные сомнения в том, что предлагаемые меры действительно улучшат экологию. Они указывают на другие, по их мнению, более весомые источники смога: работу ТЭЦ на угле, отсутствие полной газификации, уничтожение зеленых зон и арычной системы, а также плотную застройку, нарушившую естественную розу ветров.

Многие видят в проекте не экологическую меру, а скрытый налог и способ пополнить бюджет, а также лоббирование интересов автосалонов и крупного бизнеса.

В акимате опять же настаивают на комплексном подходе. Власти заверяют, что LEZ — лишь один инструмент в общей стратегии. Параллельно, по их словам, ведется работа по переводу ТЭЦ-2 на газ к 2027 году, практически завершена газификация частного сектора, разрабатываются проекты по озеленению и восстановлению арыков, а также корректируется генплан для ограничения застройки.

Что касается обвинений в "поборах", акимат парирует, что все доходы от зоны будут иметь строго целевой характер и направляться на развитие экологических программ и общественного транспорта.

Жители и эксперты указывают на множество дыр и неясностей в проекте. Главный вопрос — качество топлива: в Казахстане не производится бензин и дизель стандарта Евро-5, поэтому требовать от машин соответствия этому стандарту некорректно.

Также алматинцы раскритиковали ориентацию на паспортный экокласс, а не на фактические выбросы, ведь автомобиль с демонтированным катализатором, даже новый, будет "грязнее" ухоженной старой машины.

Высказываются также опасения о коррупционных рисках при проведении техосмотра и полном отсутствии проработанных механизмов обещанного выкупа авто.

Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz