
В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Корреспондент Tengri Auto выехал на один из экопостов, который расположен на границе мегаполиса, чтобы поговорить с водителями и узнать их мнение о будущих изменениях.
На экопосту мы столкнулись с достаточно противоречивыми взглядами на инициативу акимата о введении платного въезда в город. Среди тех, кто поддерживает идею, оказалась и коренная алматинка Гульшат.
Водители не захотели, чтобы их лица были в кадре. В связи с этим, редакция Tengri Auto демонстрирует только фото автомобилей.
"Вот, например, мой Subaru 1997 года. Но я всегда слежу за ней, и она не дает лишних выбросов. Машина машине рознь. Я сама коренная алматинка в десятом поколении и, конечно, за свой город переживаю. Загрязнение есть, но далеко не все автомобили одинаково вредят", — рассказывает она.
По словам женщины, экологическую нагрузку создают не столько легковые автомобили, сколько грузовики и коммерческий транспорт.
"Есть машины 2000-х годов в хорошем состоянии: они не коптят, не дымят и прекрасно ездят по городу. А есть новые автомобили, из которых, извините, валит дым. Но главная проблема экологии Алматы — это не легковые авто. Это газели, КамАЗы, ЗИЛы и прочие грузовики. В городе постоянно стройка, и эти машины возят стройматериалы, мусор, снег. Я сама езжу по городу и вижу: с кузовов сыпется грязь, тенты закреплены кое-как, а выхлоп у КамАЗов огромный", - отмечает она.
Она добавляет, что неисправных газелей в Алматы тоже хватает — чаще всего с региональными номерами "пятых", "тринадцатых" и "восьмых" областей.
"Приезжают на убитых машинах, и именно они реально убивают городскую экологию. А мой автомобиль, честно говоря, особого вреда не приносит", — уверена собеседница.
По итогам проверки ее автомобиль действительно прошел контроль на соответствие нормам выбросов.
Напомним, жители Алматы также будут оплачивать передвижение по городу, если их автомобили не соответствуют стандартам Евро-4 или Евро-5. Для этого власти планируют ввести систему абонементов.
Платный въезд в город она готова принять спокойно.
"Если придется платить — не проблема. Я всю жизнь здесь живу и всю жизнь плачу. Так что для меня это нормально".
Положительно оценивает инициативу акимата и житель Алматы Александр, управляющий машиной BMW X6 2007 года.
"Плюс в том, что город станет экологически чище. Это главное", — отмечает Александр.
В среднем в Алматы ежедневно въезжают 700 тысяч машин. В основном это жители области, приезжающие в мегаполис на работу. Многие из них считают инициативу акимата несправедливой, так как разделение машин по эко-классам не всегда отражает реальную ситуацию: как показала проверка, даже старый автомобиль может соответствовать экологическим нормам.
Об этом говорит и житель села Шамалган - Рамазан. По его мнению, решение акимата несправедливо, ведь у большинства людей нет возможности приобрести новый автомобиль, соответствующий современным экологическим стандартам.
"Даже свой автомобиль Nissan Maxima QX я брал в кредит. Какая от него будет польза, если меня не будут пропускать в город? Я живу в Шамалгане и каждый день езжу на работу в сторону "Аккента". Но, если придется платить за въезд, буду платить, потому что других вариантов у меня просто нет", — говорит он.
При этом его автомобиль тоже прошел проверку на соответствие нормам выбросов.
Житель Каскелена Махмуд разделяет ту же позицию. По его словам, многие люди сегодня находятся в сложной экономической ситуации, которая не позволяет им приобрести новый автомобиль.
"Я не поддерживаю эту идею, потому что у людей нет возможности обновить свои автомобили, а им еще придется платить за ежедневный въезд в город", — говорит Махмуд.
Автомобиль Махмуда — Nissan Primera — не прошёл проверку на соответствие экологическим нормам. Замеры показали превышение уровня выбросов, в связи с чем на водителя был составлен административный протокол. Как выяснилось в ходе проверки, причиной стала неисправная топливная система.
Мы не обошли стороной и мнение тех, кто зарабатывает на жизнь пассажирскими перевозками и весь день проводит за рулем в городе.
По словам таксиста Улана, главная причина загрязнения воздуха связана не столько с самими автомобилями, сколько с качеством топлива, которым заправляются водители.
"В первую очередь нужно навести порядок с октановым числом. Вот, например, 92-й АИ на деле может оказаться даже ниже 80. В городе я знаю всего одну заправку, где топливо действительно соответствует нормам", — отметил он.
Кроме того, Улан предлагает альтернативное решение — ввести систему "чёт/нечёт". По его мнению, это позволит разгрузить дороги и снизить уровень выбросов: одни дни по городу могли бы ездить автомобили с чётными номерами, другие — с нечётными.
"Например, можно сделать так: автомобили с сериями A, B, D не смогут ездить по городу в понедельник. Тогда количество машин на дорогах снизится, а вместе с этим уменьшатся и выбросы. Если же водитель нарушит правило, его нужно сразу отправлять на штрафстоянку", — предлагает таксист.
Мы пообщались со старшим экологом на экологических постах Абдухамитом Аманкулом. Мы поинтересовались его мнением о разделении машин по экологическим классам.
Как человек, который ежедневно останавливает автомобили и проверяет их на соответствие нормам, он отмечает: даже старые машины нередко показывают хорошие результаты и укладываются в нормативы.
По его словам, возраст авто не всегда является показателем экологичности — случается, что новые модели не проходят стандарт Евро-4 или Евро-5, тогда как старые вполне соответствуют требованиям.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz