
Осенние месяцы традиционно становятся непростым периодом для топливного рынка. В этом году ситуация в России вызывает особое беспокойство у казахстанских автовладельцев, передаёт Tengri Auto.
Как мы рассказывали ранее, цены на бензин в России могут достичь исторического максимума, в соседней стране рекордные оптовые цены на бирже и длинные очереди на заправках.
По словам директора общественного фонда Energy Monitor Нурлана Жумагулова, фундаментальных причин для паники на казахстанском рынке нет. Ключевое отличие — в структуре рынков.
В то время как Россия столкнулась с идеальным штормом из факторов — затянувшихся ремонтов НПЗ, атак на инфраструктуру, всплеска внутреннего туризма и ужесточения кредитной политики, что взвинтило оптовые цены вдвое относительно казахстанских, Казахстан обладает закрытой и более управляемой системой.
"Безусловно, если запрет на экспорт из России продлится и в октябре, то их внутренние цены на АЗС будут повышаться. Сейчас рост заметен лишь на опте, но тенденция ведет к тому, что для российских топливных компаний, лишенных возможности экспорта, внутренний рынок станет премиальным. Однако на Казахстан это напрямую распространяться не будет. У нас свой закрытый рынок со своими ценами, и каждые полгода продлевается защитный запрет на вывоз светлых нефтепродуктов, что является главным буфером от внешней ценовой заразы", — поясняет эксперт.
Жумагулов подтверждает, что в Казахстане действует плановый, предсказуемый рост цен, связанный в первую очередь с внутренними решениями, а не с внешней конъюнктурой.
"С сентября ожидается повышение на 4 тенге из-за увеличения акцизов для производителей, которые будут компенсировать эти издержки через оптовые и розничные цены. Но это будет постепенный ежедневный рост, а не резкий скачок", — добавляет он.
Однако, по словам Жумагулова, полностью исключать влияние ситуации в России нельзя. Основная угроза исходит не от официальной торговли, а от контрабанды. Двукратная разница в ценах создает мощнейший стимул для нелегального вывоза.
"Здесь есть серьезные опасения незаконного "серого" перетока в Россию по примеру с Кыргызстаном. Чтобы избежать дефицита именно на внутреннем рынке, вероятно, потребуется применить на северной границе аналогичный кыргызскому опыту механизм жесткого контроля, как на Кордае: усиленные проверки автотранспорта, цистерн и дополнительных баков, дабы пресечь нелегальный вывоз. Это упреждающая мера для защиты собственной стабильности", — заключает эксперт.
В целом о том, что рынок Казахстана вряд ли сильно пострадает от России, также подтвердили в Министерстве энергетики. По данным ведомства, Казахстан полностью обеспечивает себя основными видами топлива за счёт собственного производства, а текущие запасы позволяют в полном объёме покрывать потребности страны.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz