
В мире автомобильных технологий не так много систем, которые, без преувеличения, спасли миллионы жизней. Одна из них — ABS, или антиблокировочная система тормозов, передаёт Tengri Auto.
Несмотря на свою распространенность, многие водители до конца не понимают, как она работает и почему ее исправность критически важна.
"Представьте себе ситуацию: перед вами на дорогу выскакивает пешеход. Ваша первая, рефлекторная реакция — ударить по тормозам что есть мочи. И вот здесь, в автомобиле без ABS, начинается самое страшное. Колеса блокируются, и вы уже не тормозите, а просто скользите по асфальту на абсолютно неподвижных покрышках. Машина превращается в неуправляемые саночки. Куда понесет? Никто не знает. Рулить бесполезно", — рассказывает автоэксперт Юрий Резнев.
Именно для борьбы с этим эффектом и была создана ABS. Это не просто датчик, а целый комплекс, включающий специальные кольца на ступицах колес, датчики скорости и умный блок управления.
"Принцип ее работы гениален в своей простоте. Система постоянно с бешеной частотой, несколько десятков раз в секунду, "опрашивает" датчики. Как только она видит, что какое-то колесо вот-вот заблокируется, она мгновенно кратковременно отпускает тормозное усилие именно на этом колесе", — комментирует эксперт.
Фактически она "подтормаживает" за вас, но делает это так быстро, что вы чувствуете лишь характерную вибрацию на педали тормоза. И это — главный сигнал для водителя: система вступила в работу и делает все, чтобы вы сохранили контроль над траекторией.
Таким образом, ABS не столько сокращает тормозной путь (на сухом асфальте он может быть даже чуть длиннее), сколько позволяет объехать препятствие с вывернутыми колесами во время экстренного торможения.
"Во-первых, на приборной панели сразу загорится контрольная лампа неисправности ABS. Это ваш красный флаг. Сами тормоза при этом, как правило, остаются работоспособными. Машина будет тормозить, но вот в критической ситуации она поведет себя именно так, как я описал вначале, — как автомобиль из 70-х годов. Вы резко нажмете на педаль, колеса заблокируются, и вы потеряете возможность маневрировать. На мокрой дороге, льду или снегу это гарантированный занос или ритмичный вынос на встречную полосу", — предупреждает Резнев.
Как подчеркивает эксперт, ездить с горящей лампой ABS не просто опасно, но и безответственно по отношению к себе и другим участникам движения.
"Мой совет простой: если вы увидели, что эта желтая или оранжевая иконка с надписью "ABS" не гаснет после запуска двигателя — не тяните. Сразу отправляйтесь на диагностику. Чаще всего виноват обрыв проводки к датчикам, сами датчики или ступичный подшипник, на котором установлено считывающее кольцо. Это решаемые проблемы, но игнорировать их — значит сознательно садиться за руль менее безопасного автомобиля", — резюмирует Резнев.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz