Новости и полезная инофрмация

Быть или не быть заводу Lada в Казахстане?

В заявлении Николя Мор, пару лет назад, фигурировала фраза, что сборка автомобилей Lada в Казахстане не проблема. Этому поверили все, но по итогу картина разворачивается не так и безоблачно. Долгосрочное строительство цехов до сих пор, так и не закончено, что срывает контракт.

На церемонии подписания договора Автоваз и «Бипэк Авто – Азия Авто», пять лет назад, казахскую сторону автоматически сделали официальным представителем фирмы Лада, для продвижения и продажи российских автомобилей на внутреннем рынке России. Практически, Казахстан становился производителем и рекламщиком русского автопрома. Бу Андерсон и Анатолий Балушкин подписали соглашение в достаточно помпезной обстановке с присутствием президентов России и Казахстана.

Сам шведский менеджер отметил, что ситуация редкая, но логичная. Давайте рассмотрим все со всех сторон. Во время заключения договора в 2015 году, на заводе «Азия Авто», автомобили Лада собирали методом SKD-сборки. В тоже время завод в России находится в состоянии постоянного недогруза. Получается, что запустив полный цикл сборки автомобилей (CKD) в Казахстане, Автоваз вывел бы еще одну часть своего производства из страны.

На территории завода «Азия Авто» для рынка Казахстана методом отверточной сборки (SKD) многие годы собирают Киа, Шкода, Лада и УАЗ. Фирма расположила свои автоцентры в 19 городах, а автомобили их сборки доступны и для временного пользования. По запросам аренда авто Алматы, прокат машин всегда можно найти подходящее авто на любой срок эксплуатации (использования?) . Предприятие динамически развивается и освоило больше 150 технологических операций, среди которых сборка подвески, частичная сборка двигателя, установка жгутов электрической проводки в моторном отсеке, крупноузловая сборка и так далее. Дальше, машины проходят диагностику и испытания, и только после этого поступают в продажу.
В 2015 году бренд «Азия Авто – Усть-Каменогорск» развернулся на базе из шести автоцентров состоящих на балансе дочернего предприятия Автоваза. В 2017 году после аудита и проверки доли “Бипэк Авто – Азия Авто” (дочка Автоваза), доля в капитале первых была увеличена до ста процентов. 

Через розничную сеть за первую половину этого года, было продано немного больше пяти процентов машин Лада в России, а также 175 автомобилей Шевроле Нива и УАЗ. При этом предприятие Азия Авто планирует запустить новые линии сборки вместе с альянсом Рено-Ниссан-Мицубиси в лице Автоваз. Это утверждено в контракте о промышленной сборки, которое заключили Министерство индустрии и инфраструктурного развития с Азия Авто. Планируется, что в следующем году начнут производство кузовов для Лада Гранта, постепенно расширяя список машин с полным циклом сборки.

Насколько эти планы будут реализованы в действительности, остается под вопросом, ведь начальный договор был заключен еще в 2015. Коронавирус и ряд экономических процессов изменил ситуацию рыночных реалий до неузнаваемости и представители Автоваза тактично отмалчиваются, игнорируя подобные вопросы журналистов. Кроме того, и небольшая задержка по любому из пяти направлений соглашений между Казахстаном и Россией ведет к отсрочке срока начала сборки.

Вопрос сроков, последние недели стоит на повестке дня и горячо обсуждается. «Бипэк Авто – Азия Авто» сорвало сроки путем отсутствия необходимого инвестирования, такого мнения придерживается профильное министерство. По причине того, что компании перестали выплачивать компенсацию по утильсбору, даже SKD-сборка для Лады, потеряла всякий смысл. При этом министерство, в лице Анатолия Балушкина, заявило, что на сегодняшний день было вложено 80 миллионов долларов для того, чтобы не было срывов по строительному сезону.

Со стороны казахстанской компании было отмечено, что отсутствие соглашения о промышленной сборке делает внедрение производственной деятельности нецелесообразным с экономической точки зрения.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать абсолютно логический вывод, что Автовазу не выгодно сотрудничество ни с какой другой страной. Это относится не только к Казахстану, но и для любого международного сотрудничества в ближайшие годы. К сожалению, даже модернизация техпроцесса для запуска производства нового Дастер, решить проблему с недогрузом не сможет. 

Завод продолжает работать и по сей день, но казахская сторона прямо говорит о том, что Автоваз оставил за собой возможность пересмотреть текущие перспективы, а если изменения в налоговой системе и инвестиционный климат повлекут снижение конкурентоспособности, то и вовсе внесение изменений в планы. Потому, прокат машин Лада от Автозаз, сборки в Казахстане, явно пока что остается под вопросом. Попросту говоря, если Автовазу запуск производства будет невыгоден - он его свернет.

Новости